Hello-Site.ru. Бесплатный конструктор сайтов.

Бесплатная доставка службой СДЭК по России, Беларуси и Казахстану. Работаем с физическими и юридическими лицами. Тел.: +78003018739. Бесплатная доставка службой СДЭК по России, Беларуси и Казахстану. Работаем с физическими и юридическими лицами. Тел.: +78003018739.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИКИ ФУТБОЛИСТОВ С BLAZEPOD

19 Апреля 2023
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИКИ ФУТБОЛИСТОВ С BLAZEPOD

Статья подготовлена на основе ВКР (магистерской диссертации) Петрова Алексея Игоревича.

 

В футболе важно уметь быстро бегать, высоко прыгать и владеть техническими приёмами с мячом, однако, для того, чтобы стать лучшим футболистом, этого недостаточно, необходимо иметь хорошую тактическую подготовку.

Выходя на поле, игрок должен непрерывно визуально сканировать игровое пространство, следя за действиями игроков и своей команды, и команды соперника – для развития этого навыка используется множество упражнений, в том числе и с когнитивным тренажером BlazePod.

Чтобы оценить эффективность метода визуального сканирования игрового пространства, был проведен масштабный эксперимент.

 Педагогический эксперимент

Для оценки уровня тактической подготовки футболистов 16-17 лет было проведено тестирование, оно же позволяет понять, насколько предложенная методика комплекса упражнений эффективно скажется на уровне тактических действий игроков.

Эксперимент проходил на базе ФК «Адмиралтеец»: команду футболистов 2004-2005 года рождения разделили на две группы: по 10 человек в экспериментальной и в контрольной группе.

Физическая и техническая подготовка у игроков была приблизительно одного уровня, разница возраста – не более 8 месяцев. Эксперимент длился два месяца. До и после проводилось тестирование, результаты записывались в протокол.

Для эксперимента был использован комплекс средств, таких как: фишки, конусы, мячи, когнитивный тренажер BlazePod, мобильное устройство с приложением BlazePod, штатив для крепления датчиков BlazePod на разной высоте.

BlazePod выступал в эксперименте основным средством совершенствования тактических действий футболиста с использованием метода визуального сканирования игрового пространства.

 ТЕСТИРОВАНИЕ С BLAZEPOD

Для оценки эффективности внедренного комплекса упражнений тестирование проводилось два раза – до начала педагогического эксперимента и после. Все спортсмены находились в равных условиях, что говорит о чистоте эксперимента.

В качестве тестов использовались следующие упражнения:

Тест №1 «Касание датчика»

6 датчиков расставлены по кругу на радиусе 3 метров, спортсмен находится в центре и выполняет короткие рывки в сторону загоревшегося датчика BlazePod с последующим касанием датчика. Тест длится 30 секунд, после касания датчика у игрока есть 3 секунды, чтобы занять исходное положение. Оценку составляет лучший результат, измеряемый с точностью до 0.01 м/с.

Тест №2 «Приём мяча с уходом в свободную зону»

Футболист выполняет приём мяча с уходом в свободную зону (свободная зона обозначается датчиком зелёного цвета) остальные датчики красного цвета. Датчик горит 3 секунды, за это время игрок должен принять мяч с уходом в сторону зелёного датчика с последующим касанием датчика. На выполнение одной попытки – 3 секунды, далее 3 секунды на возвращение в исходное положение. С помощью приложения на телефоне фиксируется количество затраченного времени на 10 попыток. Чем меньше время, тем лучше результат.

Тест №3 «Удар в заданную часть ворот после выполнения ведения мяча»

Датчики BlazePod закреплены на 6 участках ворот (левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний угол, центр – верх, центр – низ). Испытуемый должен выполнить 10 ударов в створ ворот в указанную зелёным датчиком часть ворот. Ведение выполняется от ближнего края радиуса линии центра поля в сторону ворот, удар выполняется до линии штрафной площади.

Лучшие результаты из каждого теста были зафиксированы в протоколе.

На рисунках 1 и 2 наглядно изображена начальная общая физическая подготовка в экспериментальной и контрольной группах.

1.JPG

Рисунок 1

2.JPG

Рисунок 2

Общую физическую подготовку игроков в контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента можно считать одинаковой.

На рисунках 3, 4 и 5 наглядно изображена специальная физическая и техническая подготовка в экспериментальной и контрольной группах.3.JPG

Рисунок 34.JPG

Рисунок 45.JPG

Рисунок 5

Специальную физическую подготовку игроков в контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента можно считать одинаковой.

После проведения исследования до начала эксперимента, мы смогли убедиться в однородности групп, что позволило достоверно провести педагогический эксперимент. Затем в экспериментальную группу был внедрен разработанный комплекс специальных упражнений, а контрольная группа продолжала заниматься по традиционной методике. Далее 27 учебно-тренировочных занятий по специально разработанной блочной методике, затем был проведен повторный анализ тестирования.

КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

В эксперименте принимали участие 20 футболистов 16-17 лет (по 10 человек в каждой группе эксперимента). Суть эксперимента заключается в том, что экспериментальная группа на протяжении четырех недель (12 занятий – один блок) занимается с использованием комплекса упражнений блочным методом, в то время как контрольная группа продолжала тренироваться по традиционной системе. 

Комплекс специальных упражнений, который систематически применялся экспериментальной группой, состоит из 8 специфических упражнений, при помощи которых решается главная задача исследования. Кроме этого улучшается также и техническая подготовка в целом.

Комплекс упражнений заключался в применении различных упражнений с мячом и без мяча, включающих необходимость применения метода визуального сканирования игрового пространства в разных условиях игровой и соревновательной деятельности. Тренер, в свою очередь, должен внимательно следить за последовательностью упражнений, не забывая про принципы обучения и тренировки. Процесс должен переходить от простого к сложному, с постепенным увеличением нагрузки, интенсивности и объема.

 Более наглядно мы можем увидеть упражнения на рисунках ниже.

 

1.  Выполнение перемещений (смен позиций) с выходом в свободную зону (обозначенную синим сигналом).6.JPG           Игрок, двигаясь на месте, за 30 секунд должен как можно быстрее дотронутся ногой до фишки, ближайшей к датчику, и вернутся в исходное положение, максимальное количество раз (упражнение выполняется строго корпусом к партнёру).

 

       2. Выполнение коротких передач с партнёром с выходом в свободную зону после передачи (обозначенную синим сигналом)

7.JPG

Игрок, двигаясь на месте, за 50 секунд должен как можно быстрее дотронутся ногой до фишки, ближайшей к датчику, и вернутся в исходное положение, максимальное количество раз, при этом выполняя приём мяча от партнёра и короткую передачу мяча низом обратно партнёру (упражнение выполняется строго корпусом к партнёру).

 

        3. Выполнение коротких передач с открыванием в свободную зону

8.JPG

Игрок 1 выполняет короткую передачу на игрока 2, после чего открывается в свободную зону (синий цвет датчика). Игрок 2 выполняет короткую передачу и открывается в свободную зону (синий цвет датчика).

 

4. Выполнение приёма мяча с уходом в свободную зону.9.JPG

Игрок, двигаясь на месте, за 30 секунд должен как можно больше раз выполнить приём и передачу мяча партнёру, перед приёмом мяча увидеть загорание датчика (одного из шести, находящихся вокруг игрока) и после приёма и ухода в сторону с мячом отдать передачу как можно ближе к датчику, после вернутся в исходное положение, максимальное количество раз выполняя приём мяча и короткую передачу мяча низом обратно партнёру (исходное положение перед приёмом мяча — строго корпусом к партнёру).

 

5. Выполнение упражнения для выбора действия в конкретной ситуации – приёма мяча с уходом в свободную зону или игра в стенку с партнёром.10.JPG

Игрок, двигаясь на месте, за 50 секунд должен как можно больше раз выполнить приём и передачу мяча партнёру, перед приёмом мяча увидеть сигнал датчика (одного из шести, находящихся вокруг игрока)

- красный датчик – игра в стенку.

- синий датчик – после приёма и ухода в сторону с мячом (в сторону синего датчика) выполнить ведение мяча с обыгрышем датчика (соперника) и возвращением в исходную позицию – отдать передачу обратно партнёру (исходное положение перед приёмом мяча — строго корпусом к партнёру).

 

6. Выполнение открывания по флангу с последующей передачей в одно касание.11.JPG

Игрок открывается и получает передачу на ход, перед тем как принять мяч и принять решение о дальнейших действиях, смотрит на загоревшийся датчик спереди (три датчика на трёх маленьких воротах на пути приёма мяча) — какие ворота загорелись — в те и следует передача (после приёма)

 

7. Выполнение открывания по флангу с последующим выбором игрового действия.12.JPG

Игрок 1 открывается и получает передачу на ход, перед тем как принять мяч и принять решение о дальнейших действиях, смотрит на загоревшийся датчик спереди (три датчика на трёх маленьких воротах на пути приёма мяча) — какие ворота загорелись — в те и следует передача/удар (после приёма).

В отличии от предыдущего упражнения, в этом упражнении ворота находятся (1 — на фланге (на пути открывания игрока) — выполняется передача низом, 2 — в центре поля — выполняется удар по воротам, и 3 — на другом фланге — выполняется сильный прострел или передача верхом (навес).

 

8. Выполнение ведения мяча с обводкой конусов с последующим ударом по воротам до линии штрафной площади.13.JPG

Игрок 1 выполняет ведение мяча с обводкой конусов с последующим ударом по воротам до линии штрафной площади. При этом на воротах закреплены датчики BlazePod, в каждом из углов ворот, также по центру ворот (внизу и вверху). Игрок 1 выполняя ведение мяча должен визуально анализировать ситуацию на воротах, и во время выхода на ударную позицию должен выполнить удар в створ ворот в указанную датчиком BlazePod желтого цвета.

Время загорания датчика 5 секунд, спустя 5 секунд место загорания датчика желтого цвета меняется.

Таким образом, для решения поставленных задач нами были использованы адекватные средства проведения педагогического эксперимента и тестирования, была разработана схема организации данного процесса и методы оценки их эффективности.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОСЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

 

По завершении тренировочного цикла, было проведено повторное тестирование, чтобы оценить эффективность применявшегося экспериментальной группой комплекса упражнений.

Наглядно результаты тестирования после эксперимента представлены на рисунках 6-8.14.JPG

Рисунок 6 – графическое изображение результатов экспериментальной и контрольной групп после эксперимента в «Касание датчика»

15.JPG

Рисунок 7

16.JPG

Рисунок 8

Исходя из результатов тестирования после проведения эксперимента, можно сделать вывод об эффективности применения комплекса специальных упражнений в процессе тактической подготовки футболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства, предложенный комплекс оказывает положительное влияние на повышение уровня применения метода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.      В данной работе был разработан комплекс специальных упражнений на основе блочного метода, направленный совершенствования тактических действий футболиста с применением метода визуального сканирования игрового пространства. Комплекс состоял из 13 упражнений, по которым занималась экспериментальная группа.

2.      После внедрения комплекса упражнений в экспериментальной группе были обнаружены достоверные улучшения показателей по трём тестам (касание датчика, приём мяча с уходом в свободную зону, удар в заданную часть ворот после выполнения ведения мяча).

3.      На основе анализа полученных в ходе эксперимента результатов был сделан вывод об эффективности применения комплекса специальных упражнений.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие практические предложения и рекомендации для совершенствования уровня тактических действий футболиста с применением метода визуального сканирования игрового пространства:

Для обучения игроков данного возраста (16-17 лет) рекомендуется использовать блочный метод. Он позволяет более точно и быстро воспринять юным спортсменам то или иное двигательное действие. Благодаря данному методу можно качественно организовать тренировочные занятия, которые позже покажут хороший результат в игровой деятельности.

На тренировках для юных футболистов предлагается использовать больше упражнений с помощью игрового и соревновательного методов, чередуя их со стандартными упражнениями, где можно исправлять ошибки сразу.

Для повышения качества тренировочного процесса, занятия рекомендуется проводить в специально оборудованных комплексах подготовки юных спортсменов, с большим количеством инвентаря, чтобы на каждого игрока хватало мяча.

Тактической подготовке футболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства необходимо уделять особое внимание. Проведение тренировочных занятий рекомендуется проводить по программе, адаптированной к особенностям юношей в определенном возрасте, с определенным уровнем подготовки.